Защита прав покупателей непродовольственных товаров

Действующим законодательством предусмотрен значительный уровень защиты прав покупателей, приобретающих непродовольственные товары ненадлежащего качества.

По общему правилу, при обнаружении в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, покупатель вправе:

    • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
    • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
    • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
    • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
    • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В то же время, потребителю следует иметь в виду, что приведенные требования можно заявить далеко не во всех случаях обнаружения недостатков в приобретенных товарах.

Речь идет, прежде всего, о ситуациях, когда потребителем приобретаются товары, отнесенные законодательством к категории технически сложных товаров. Их полный перечень приводится в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров».

В данные категории включены:

    • транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
    • оборудование беспроводной телекоммуникационной связи (радиотелефоны и т.п.);
    • компьютеры и оргтехника;
    • цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним;
    • телевизоры, проекторы, комплекты спутникового телевидения, игровые приставки;
    • бытовое электрооборудование (холодильники, стиральные машины и т.п.);
    • иные товары.

Практический смысл отнесения данных групп товаров к категории технически сложных, заключается в том, что требования потребителя о замене некачественного товара, или о возврате уплаченной за товар суммы могут быть предъявлены продавцу лишь в течение пятнадцати дней с момента передачи товара.

По истечении указанного срока данные требования подлежат удовлетворению, лишь при наличии одного из следующих  оснований:

    • обнаруженный в течение гарантийного срока недостаток товара является существенным (то есть неустранимым, или устранение которого невозможно без несоразмерных расходов и затрат времени, а также который выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения);
    • срок устранения недостатка товара по гарантии превысил срок, установленный для гарантийного ремонта;
    • в связи с неоднократным устранением возникших недостатков, потребитель не мог использовать товар в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней.

При отсутствии указанных оснований, потребитель, обнаруживший в течение гарантийного срока недостаток в технически сложном товаре, вправе потребовать только соразмерного уменьшения покупной цены товара, либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара (или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом).

Вряд ли данное положение можно считать ущемлением прав потребителя, поскольку в настоящее время все крупные производители товаров, имеют на территории России сервисные центры и с готовностью принимают технически сложные товары ненадлежащего качества для устранения их недостатков в рамках гарантии.

При этом далеко не каждый потребитель знает, что продавец товара, а также сервисный центр, по требованию потребителя в трехдневный срок обязаны безвозмездно предоставить ему на период ремонта подменный товар, обладающий аналогичными основными потребительскими свойствами, что и товар, предоставленный для гарантийного ремонта.

В случае не исполнения данного требования, ответственное лицо (продавец или сервисный центр) обязаны выплатить потребителю неустойку в размере одного процента от цены товара, за каждый день не предоставления подменного товара.

Также потребитель имеет право на возмещения убытков и  компенсацию морального вреда, вызванных ненадлежащим качеством товара и отказом продавца или сервисного центра от удовлетворения его законных требований.

Для урегулирования любых спорных правоотношений по поводу ненадлежащего качества товара, потребителю следует подать продавцу, сервисному центру или представительству фирмы–производителя, претензию с описанием обстоятельств нарушения прав потребителя и мотивированным требованием имущественного характера.